Понеділок
18.12.2017, 09:59
ОСВІТА УКРАЇНИ
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Вища школа Регистрация Вход
Меню сайта

 Форум журнала " Стена " для творческих людей
Категории каталога
навчальні заклади [47]
все пронавчальні заклади України будь-якої форми власності і статусу. Рубрика для абітурієнтів, батьків, науковців і журналістів...
Друга вища | Самоосвіта [16]
Студентсікі замітки [29]
Стипендіальні програми [27]
Наукове життя [40]
Культурне життя [12]
Особистості [13]

Наш опрос
Що потрібно зробити аби припинити штампування спеціалістів вузами України?
Всього відповідей: 541

Главная » Статьи » Друга вища | Самоосвіта

Исход студентов не остановить

В лучшие годы на российских программах училось одновременно 10 000 человек (все программы у нас двухгодичные). Основной набор (около 80%, по оценке компании Begin Group) приходился на осень, но год назад кризис почти не успел на нем сказаться. Зато весной 2009 г. спад мировой экономики в полной мере отразился на рынке - по разным оценкам, весной школы недобрали не менее 40-50% слушателей. Первыми учебные аудитории покинули те, кому работодатель оплачивал обучение (всего таких студентов около 35%, по оценке Begin Group). Осенью оправдались самые пессимистичные прогнозы.
На бельгийской EMBA-программе бизнес-школы Vlerick Russia набор сократился с 38 до 22 человек, хотя в деньгах потери были не такие существенные, говорит представитель школы Анастасия Коршунова: стоимость программы выросла с прошлогодних 15 000 евро до 22 000 евро, при этом скидки не предусмотрены.
Осенний набор ИБДА АНХ к рекордному 2008 г. составил около 80%, в ВШКУ АНХ - 75%, в ИМИСП (Санкт-Петербург) - 85%, ответили школы на запрос «Ведомостей», не уточнив количественные показатели.
В «Мирбисе» при сохранении цены на уровне 2008 г. (480 000 руб.) и различных скидках студентов в осенний набор 2009 г. приняли примерно на 30% меньше. Кроме того, у студентов второго курса стали чаще возникать проблемы с оплатой. Для их поддержки школа осенью начала на собственные средства кредитную программу, где 65% стоимости обучения оплачивает студент, остальное он получает в кредит под 5% годовых с выплатой через 3-5 лет после получения диплома MBA. В 2009 г. было выдано семь таких кредитов, бюджет на этот год - 10, говорит первый проректор «Мирбиса» по стратегическому развитию Елена Бешкинская.
C большим трудом набрали 23 человека на классическую программу MBA в Высшей школе бизнеса и менеджмента Международного университета. В прошлом году, рассказала замдекана Елена Глухова, было 25 слушателей, а в 2007 г. - 46.
Общий набор в Высшей школе бизнеса МГУ в 2009 г. составил 100 человек (год назад - 120 человек), падение спроса произошло за счет кандидатов на получение степени MBA, по данным представителя школы Ольги Матвеевой. С другой стороны, почти в два раза вырос спрос на диплом EMBA: в 2009 г. на эту программу поступило 45 человек (год назад - 25).
Хорошо чувствовали себя и некоторые другие Executive MBA - программы: Высшая школа менеджмента СПбГУ на свою программу зачислила 40 человек вместо 32 прошлой осенью при сохранении цены на уровне 2008 г., на совместной EMBA-программе с HEC-Paris с января учится 20 человек (в прошлом году группа была 23 человека). «Сколково» зачислила 45 слушателей (25 человек год назад), из них пять выиграли обучение за счет Сбербанка РФ, по информации Светланы Ракутиной, директора EMBA-программ «Сколково». Увеличился набор и на программу МВА ЛИНК - до 496 слушателей (год назад было 424 слушателя, рост - 17%). Осенью стали постепенно возвращаться клиенты, которым компании оплачивают обучение, объясняет рост руководитель программы Наталья Жаворонкова.
В Stockholm School of Economics Russia набрали две группы на программу EMBA General Management: 27 человек - на англоязычную (35 - в прошлом году) и 36 человек - на русскоязычную, впервые предоставленную на рынке. Эта программа привлекла новую аудиторию из регионов и позволила сохранить общее число студентов на уровне прошлого года, несмотря на то что вторая традиционная EMBA-программа школы - Strategic Market Development не была запущена осенью (в прошлом году на нее поступило 29 человек). В целом ситуацию на рынке в школе оценивают как непростую, добавляет ее представитель Анна Измайлова. Печальное будущее

Согласно исследованию GMAT 2009 Application Trend Survey, в 2009 г. примерно 65% программ full-time MBA в США объявили о росте количества поданных заявлений. В Европе и Азии количество таких программ еще больше - примерно 70%. Учитывая, что программы full-time MBA являются основными программами бизнес-образования в США, Европе и Азии, можно говорить о росте этого рынка в 2009 г. Лучше всего себя в мире чувствуют одногодичные программы full-time MBA - семь из 10 участвовавших в исследовании программ объявили об увеличении набора в 2009 г.
Рынок программ Executive MBA в развитых странах (который составляет небольшую долю общего рынка бизнес-образования в США, Европе и Азии) упал в среднем на 25%, по оценке компании Begin Group.
В странах Восточной Европы, как и в России, произошло падение спроса. Например, в Польше, по оценкам специалистов специализированного интернет-ресурса MBAportal.pl, число слушателей MBA-программ за прошлый год снизилось на 15%. Но особенность польского рынка в том, что значительное число студентов обучалось на full-time программах за счет грантов Евросоюза, которые сохранились.
На этом фоне ситуация на российском рынке вполне закономерна в силу того, что подавляющее большинство программ представлено в формате part-time, полагает Алла Жаворонкова, директор по работе с зарубежными клиентами компании Begin Group. Падение рынка составило в среднем 30-40%, считает она.
«В целом наборы 2009 г. даже у лидеров рынка провалились на 25-30%. У более мелких школ падение еще сильнее», - подвел итоги первого кризисного года Сергей Мясоедов, ректор ИБДА. Наступивший год не принесет существенного улучшения ситуации, считает он.
Сергей Календжян, декан ВШКУ АНХ, не удивляется темпам падения российского рынка бизнес-образования. «Вся наша постсоциалистическая экономика пока находится в псевдорыночной среде. Неудивительно, что наши предприниматели еще не осознали важности бизнес-образования для капитализации себя и своего бизнеса, они по старинке больше надеются на личные связи. А диплом МВА или ДВА для них скорее элемент престижа, роскоши. В мире уже наблюдается существенный рост спроса на образовательные услуги, у нас, к сожалению, этого не происходит. Этот год будет годом выжидания, главная задача - выстоять, не допустить дальнейшего спада», - считает он.
В конце 2009 г. количество предлагаемых вакансий на работных сайтах выросло примерно на 30%. Это дает надежду Наталье Жаворонковой из ЛИНК на рост платежеспособного спроса со стороны клиентов, самостоятельно оплачивающих свое обучение.
По данным компании Head Hunter, с начала осени 2009 г. количество вакансий топ-менеджеров начало расти. Если взять I квартал 2008 г. за 100%, то в ноябре - декабре 2008 г. было 40% вакансий от этого уровня, в июне 2009 г. - 50%, в октябре - 60%, в ноябре 2009 г. - 65%. В конце января в компании ожидают очередного роста числа вакансий. В то же время число вакансий, где диплом MBA западной школы является преимуществом или условием принятия на работу, за время кризиса не изменилось (см. таблицу), российский диплом работодатели, как правило, не выделяют, по словам представителя компании Екатерины Литвиновой.
 
Татьяна Мартьянова, Мария Шпигель
Ведомости
Категория: Друга вища | Самоосвіта | Добавил: ukrosvita (27.01.2010)
Просмотров: 2028 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляється системою uCoz