П`ятниця
26.04.2024, 14:31
ОСВІТА УКРАЇНИ
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Вища школа Регистрация Вход
Меню сайта

 Форум журнала " Стена " для творческих людей
Категории каталога
навчальні заклади [47]
все пронавчальні заклади України будь-якої форми власності і статусу. Рубрика для абітурієнтів, батьків, науковців і журналістів...
Друга вища | Самоосвіта [16]
Студентсікі замітки [29]
Стипендіальні програми [27]
Наукове життя [40]
Культурне життя [12]
Особистості [13]

Наш опрос
Оцініть роботу Міністерства освіти і науки України , яке очолює Дмитро Табачник
Всього відповідей: 240

Главная » Статьи » Студентсікі замітки

Социальный облик студента Украины

По результатам социологического мониторинга журнала «СТЕНА»
 
Мы снова возвращаемся к теме нашего предыдущего номера под названием : «ПОЧЕМУ Я СТУДЕНТ?». Одних слов слишком мало, чтобы повысить уровень университетской культуры в стране, чтобы придать студенческому братству тот смысл, который был заложен изначально, когда лишь создавался этот институт. Не нужно отмахиваться от наболевших проблем, ведь это впоследствии скажется на качестве жизни Украины. Мы постараемся разобраться с ситуацией при помощи погружения в мир студенчества, а не администрации, ведь только здесь можно увидеть подноготную и найти причину неэффективности работы образованных мужей, что учат нас уму-разуму со снисходительностью и скептицизмом.

ИТАК

Социологический мониторинг был проведен с целью получения объективной информации о социальном самочувствии студентов, актуальных проблемах их бытия.

Исходя из ответов опрошенных, социальный облик студента Украины можно представить следующей «моделью».

Студент наш в подавляющем большинстве холост (не замужем), причем более 4% называли себя состоящими в гражданском браке. В основном студенты проживают вместе с родителями (84,4%). Однако почти каждый десятый из числа опрошенных пользуется индивидуальным жильем, в том числе собственным или съемным. Более половины респондентов относят родительскую семью по уровню доходов к средне обеспеченной, и почти каждый четвертый назвал уровень материальной обеспеченности своей семьи выше среднего и даже высоким (а говорят, что страна бедная). Для сравнения: только каждый десятый отнес себя к категории семей с низким и ниже среднего уровнем доходов.

Наши студенты – выходцы из семей, в которых родители имеют высшее образование (около 60%), среднее и среднее специальное (примерно 30%) образование преимущественно технического профиля. У более чем половины (52,8%) респондентов отцы заняты в частном секторе (капиталистическая экономика проникает и к нам).

Выбор сделан - СТУДЕНТ!

Самым популярным вариантом ответа на вопрос: «Что определило Ваш выбор стать СТУДЕНТОМ?» стал вариант: «Совет родителей, друзей, учителей» (22,6%). Как ни парадоксально, но вторым по популярности оказался ответ: «Случайные обстоятельства» (12,8%) и (совершенно странный ответ, расшифровать, который довольно трудно).

Наверное, следует в этой связи подумать об эффективности проводимой профориентационной работы и об увеличении ее коэффициента полезного действия, особенно в школе!

Вопреки расхожим представлениям о том, что вуз – спасение от армии, менее одного процента связали свой выбор  стать студентом с получением отсрочки от армии.

Вызывает оптимизм у нашей команды тот факт, что свыше 60% респондентов считает, что СТУДЕНТ – это их правильный выбор. Исключение составили студенты некоего института N, у половины из которых сложилось мнение о своем выборе как о неверном.

Наверное, правильность выбора места учебы можно опосредованно связать и с оценками, которые студенты дают своим однокашникам, тем, кто составляет их окружение. Две трети опрошенных признались, что в целом положительно оценивают нынешних студентов (подразумевается, что и самих себя!).

Из общего «хора» выпадают лишь студенты некоторых институтов и университетов, не будем называть их, дабы не делать рекламы – где каждый пятый вынес отрицательный вердикт своим сокурсникам.

Выбор вуза, безусловно, теснейшим образом связан с выбором профессии. В этой связи огромное значение приобретает оценка респондентами профессии через призму ее полезности, нужности и перспективности для общества, т.е. по сути речь идет о престижности профессии.

Отрадно отметить, что основная масса респондентов оценили выбранную профессию как важную и перспективную. Особенно отличились высокими оценками своей профессии студенты экономических факультетов, факультетов журналистики, ну и безусловно, юридических. Менее оптимистично в отношении престижности своей специальности высказались респонденты физмата, истфака и других интересных наук.

Говоря о выборе для получения будущей профессии, нельзя не связать это с качеством подготовки специалистов. Как же оценивают наши респонденты это самое качество? Каждый четвертый из числа опрошенных считает его высоким, а каждый второй – средним и даже низким. Представляется необходимым выделить все составляющие качества подготовки специалистов и подробно их проанализировать, определив, в чем и где мы недорабатываем, это необходимо сделать в каждом ВУЗе, дабы улучшить ситуацию и преподавательский состав (о ШТАМПОВАНИИ специалистов мы неоднократно писали, и продолжаем бороться с эти украинским явлением).

Тем не менее, после окончания высшего учебного заведения 12,5% опрошенных хотят остаться работать в нем. На самом деле это не так уж мало. Обращает на себя внимание тот факт, что после окончания университета более половины опрошенных думают трудоустроиться в соответствии с полученной специальностью. Самые высокие надежды в этом отношении демонстрируют студенты экономического, юридического факультетов, ну и новоиспеченные «журналисты».

Следует отметить, что, несмотря на то, что институт распределения давно не существует, респонденты нашего мониторинга (более половины опрошенных) выражают надежду на участие университета в их будущем трудоустройстве по специальности (а говорят, что мы перешли на рыночную экономику, уйдя от советских традиций. Значит не совсем. Тяжело нам будет в Евросоюзе, если возьмут, ведь там все нужно находить самому…). Особенно высок процент таких респондентов на указанных выше факультетах.

Хотелось бы отдать должное нашим студентам, которые связывают выражение «жить хорошо», наряду с высокой материальной обеспеченностью, также с наличием интересной работы. Это наводит на мысль о необходимости создания эффективной модели трудоустройства выпускников, чтобы помочь им в максимально короткие сроки реализовать свой профессиональный и интеллектуальный потенциал (возвращаясь к дипломам, за которыми стоит лишь бумага, это будет трудно сделать).

Студенты о своей учебе и научной работе

Интерес студента к учебе, положительные мотивации к учебной деятельности способствуют повышению эффективности обучения. Согласно полученным результатам, в целом студентам учиться интересно. Причем одна треть уверенно отвечает «да, интересно», половина говорит: «скорее да, чем нет» (всегда удивлялись этому ответу из серии «не рыба, не мясо»). Самый низкий процент ответивших, что им интересно учиться, оказался на экономических факультетах (ничего, за то по всей стране экономистов очень много, главное престижно). В среднем по университетам не очень интересно учиться примерно каждому пятому студенту (плачевно, уважаемые педагоги!).

Что же может способствовать повышению интереса к учебе? В процентном отношении иерархия ответов выглядит следующим образом: на  первом  месте – полноценная практика 17,3% (у экономистов – 46,2%), дали примерно равное процентное отношение (от 12,9% до 10,5%) – это более высокий профессионализм преподавателей (на экономическом факультете – 38,5%), активное применение электронных версий учебников и учебных пособий (34,2%); обновление перечня и содержания учебных дисциплин (45,2%). Примерно каждый пятый студент на факультетах хотел бы обучаться по индивидуальному плану, иметь более высокую обеспеченность учебно-методическими материалами, хорошо оборудованную современную библиотеку и сокращение аудиторных занятий при увеличении объема самостоятельной подготовки.

Судя по результатам опроса, студенты не очень напрягают себя учебой. Учатся в полную силу всего 17% опрошенных (27,5%), существенно ниже своих возможностей – каждый 3-й студент. Однако при этом студенты «охотно» посещают занятия. Подавляющее большинство посещает от 80 до 100% занятий.

Собственный уровень знаний студенты оценивают как средний (самооценка низка, но верна). Среди факультетов выделяются только истфак и физмат, на которых студенты дают более высокие оценки своему уровню знаний. Эти оценки напрямую соотносятся с преобладающими в зачетной книжке оценками.

По итогам мониторинга оказалось, что около 2/3 респондентов имели в течение года дополнительный заработок. По факультетам различия не существенные. Главный мотив поиска работы – «не хватает средств на жизнь» (37,6%). Однако следует отдать должное и тому факту, что на второе место вышел мотив «хочу приобрести опыт профессиональной деятельности (27,5%). Особенно много студентов руководствуется этим мотивом на экономическом факультете (45,5%). Немаловажным фактором выступает также желание реализовать свои способности (каждый пятый опрошенный) и желание определиться с местом будущей работы (каждый десятый).

Среди тех, кто не имеет дополнительного заработка, наибольшей популярностью пользуются два аргумента: его отрицательное влияние на результаты обучения (39,8%) и совмещение учебы и работы физически тяжело (29,8%). Безусловно, основная масса студентов работает не по специальности. Особенно если это случайные, эпизодические заработки.

Актуальность проведенных исследований состоит в том, что их результаты будут использоваться для решения задач обеспечения эффективности управления процессами обучения, воспитания, личностного развития студентов, чего как раз таки и не хватает администрации вузов Украины.

ОРЛОВ Глеб и КУЗЬМА

Категория: Студентсікі замітки | Добавил: ukrosvita (19.03.2009)
Просмотров: 3154 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляється системою uCoz