«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью, и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».
Выготский Л. С.
Кто обладает информацией, тот обладает миром. Так можно перефразировать фразу механистического века: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Горячие войны сменяются холодными - информационными войнами. Президентов выбирают так, как это запланировали кукловоды средств массовой информации. Во многих странах ставится вопрос о поголовном высшем образовании. Информационные продукты (например, те, что распространяются через Интернет) не знают ни преград государственных границ, ни запретов таможен и позволяют «делать деньги» не выходя из дома. Работник, имеющий высшее образование, получает доход больший, чем человек без высшего образования. Все эти факты говорят о важности информации.
Информированный человек – быстро читающий человек. Быстро читали многие великие люди, в том числе Ленин и Горький. Некоторым людям способности, необходимые для скорочтения, даны с рождения. Другие получили их в результате запойного чтения в детстве. Остальные обладатели навыков скорочтения приобрели последние в результате обучения.
В ходе работы над книгой по скорочтению, которая незадолго появится в Украине, мне удалось собрать отзывы людей, обладающих навыками скорочтения. Все эти люди – профессионалы: предприниматели, ученые, переводчики, программисты, которые утверждают, что скорочтение – это не только быстрый прием информации, но и высокий темп образа жизни. Читать только то, что нужно, а не все, что написано, – основной принцип скорочтения.
Основные предпосылки быстрого чтения можно перечислить четырьмя пунктами:
1. Иметь широкое поля зрение (чем шире поле охвата, тем больше ключевых слов можно воспринять за один взгляд). Выделять в тексте только самое важное.
2. Подавлять проговаривание текста.
3. Иметь психологическую установку, направленную на мгновенное схватывание смысла (бодрый мозг – быстрый мозг).
4. Читать с применением эффективных стратегий запоминания полученной информации.
Вполне возможно, что требования к скорочитающему могут показаться Вам очень жесткими, однако, каждый человек имеет значительно большие возможности, чем он подозревает. Поэтому в требованиях к читающему нет ничего невозможного.
Увеличить скорость чтения можно, не только приобретя прогрессивные стратегии чтения, но также избавившись от снижающих скорость чтения факторов. |