П`ятниця
26.04.2024, 22:02
ОСВІТА УКРАЇНИ
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Вища школа Регистрация Вход
Меню сайта

 Форум журнала " Стена " для творческих людей
Категории каталога
навчальні заклади [47]
все пронавчальні заклади України будь-якої форми власності і статусу. Рубрика для абітурієнтів, батьків, науковців і журналістів...
Друга вища | Самоосвіта [16]
Студентсікі замітки [29]
Стипендіальні програми [27]
Наукове життя [40]
Культурне життя [12]
Особистості [13]

Наш опрос
Який критерій при виборі навчального закладу для Вас є найважливішим?
Всього відповідей: 126

Главная » Статьи » навчальні заклади

Журнал "СТЕНА" в гостях у ректора Украинской академии внешней торговли А. Покрещука

По закону алхимии, чтобы изготовить золото, необходимо изначально иметь в наличии небольшое количество самого золота, первичный материал, иначе невозможно будет раздобыть его. Это закон кристаллизации! Важно зерно, из чего мелкие электроны, отталкиваясь от него, создают свой ''берег'' и происходит кристаллизация, наплыв самого ископаемого вещества.. Переведем стрелки на образование в нашей стране. Вся беда в том, что в ее стане нет этого зерна, нет личности. А когда ее нет, то все попытки создать будущую элиту, равны нулю.  

 

ИЗ ДОСЬЕ РЕДАКЦИИ

Французское слово élite означает лучшее, отборное. Элитное образование подразумевает создание наилучших материально-технических и психолого-педагогических условий для учащихся. Организация элитной образовательной системы предполагает тщательный селективный отбор образовательных концепций, программ, педагогических методик, учебных пособий и т. д., а также педагогических кадров.

Слово «элитный» имеет также значение – «производящий элиту». Элитное образование обеспечивает наилучшим образом подготовленных (образованных) выпускников, которые в будущем способны стать наиболее видными представителями какой-либо части общества – составить общественную элиту: профессиональную, творческую, политическую и т. д.

Необходимо отличать понятие «элитное образование» от понятия «элитарное образование», которое подразумевает особое («закрытое») образование для детей господствующих слоев общества. В этом случае происходит селекция, прежде всего, собственно учащихся (по принадлежности их родителей к соответствующим общественным слоям).  

Сегодня на рынке высшего образования становится тесно. В Украине появляются новые вузы, и все сложнее определиться, куда пойти учиться. Аналитики спорят о том, кто дает лучшее образование – государственные или негосударственные вузы. Чиновники говорят о том, что границы между этими понятиями пора стирать.

Ясно одно: времена, когда абитуриенты стремились получить исключительно бесплатное образование, уходят. Потребитель готов платить, но и требует эффективных знаний, элитного образования, которое в будущем поможет ему адаптироваться к рынку труда.

Граница между понятиями «государственный вуз» и «негосударственный вуз» стирается: на первый план выходит качество образования, а не юридический статус вуза, который его предлагает.

Несмотря на эту тесноту элитного образования, тоесть образования на результат, как говорит господин Спиваковский по прежнему катастрофически не хватает. Специалистов много, а профессионалов нет. Проанализировав рынок образовательных услуг, походив, познакомившись с массой представителей сего рынка, мы наконец поняли в чем же проблема – не хватает лидера, тоесть профессиональной администрации и четкой концепции в этом нелегком деле. Как гласит народная мудрость: «Рыба гниет с головы». Чтобы не утверждали чиновники или те же представители образования, а ректор, хороший ректор – это залог успеха вуза и его студентов. Харизма и профессионализм не только в научной сфере, но и в сфере администрирования присущи единицам, так называемым пророкам в родном отечестве. И, слава Богу, такие пророки есть, и вузы у них элитные, и студенты толковые, и ценности не «липовые»…

По данным социологических опросов, многие выпускники школ и те, кто собирается получить второе образование, считают наиболее перспективными на сегодняшний день специальности, объединенные общим понятием "бизнес-образование". Для украинских высших учебных заведений это направление еще только переживает период становления, на Западе же оно имеет почти вековую историю. Многие зарубежные бизнес-школы пользуются заслуженной мировой известностью, а их рейтинги ежегодно публикуются в авторитетных изданиях. На пороге новой эпохи следует вспомнить, что принес человечеству век, который мы уже называем "минувшим". Нам есть чем гордиться: это был период поистине революционных открытий практически во всех областях науки и техники. Изобретение радио, телевидения, компьютера, развитие воздухоплавания, освоение космоса, открытие пенициллина - вот лишь малая толика из огромного списка деяний, совершенных в этом столетии. Однако прогресс не ограничивается завоеваниями человеческого разума, воплощенными в металле, камне и т. д. Рядом с ними стоят достижения из нематериальной сферы. Из поколения в поколение люди передают накопленные знания. И тогда в один ряд с великими свершениями могут быть поставлены успехи в области образования, например, появление бизнес-образования, совпавшее с началом двадцатого столетия. Мы расскажем об одном из его современных направлений – Украинской академии внешней торговли. Для начала - небольшой исторический экскурс.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ:

30 мая 1995 года на базе Украинского института бизнеса и Украинского государственного научно-исследовательского института маркетинга и внешнеэкономической информации с целью более полного обеспечения государственных нужд в профессиональных кадрах для сферы внешнеэкономической деятельности, повышения авторитета государства в международной торговле была создана УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ при тогдашнем Министерстве внешнеэкономических связей и торговли Украины, которое впоследствии вошло в состав Министерства экономики.

Академия является коллективным членом Союза юристов Украины!

Факультетов не так уж и много, как это принято сегодня, зато качество преподавания на них и получаемый «продукт» уж больно высок, а это редкость. Факультеты: Международная экономика и менеджмент, международное право и правоведение, повышение квалификации, заочного и дистанционного образования. Студенты Академии имеют право одновременно учиться по двум выбранным программам и получить два диплома – главное, чтобы способности были.

Академия имеет двусторонние связи с учебными заведениями и научными центрами Германии, Великобритании, России, Венгрии, Польши, Молдовы и др. – все это дает возможность студентам и преподавателям проходить стажировку за границей и набираться неоценимым опытом для работы в Украине.

 

У ректора Академии внешней торговли поистине совершенный вуз. Хотя и многое вызывает тревогу. Прежде всего то, что уровень подготовки нынешних выпускников школ оставляет желать лучшего. "Пора бить тревогу, - сказал ПОКРЕЩУК Александр Алексеевич. - Знания школьников по языку и математике недостаточны. Иногда это приобретает катастрофический характер".

До сих пор много сомнений есть по поводу единого государственного экзамена в тестовой форме. "Тест полезен для оценки работы школ, но для приема в вуз - это не приемлемо, - считает ректор УАВТ Покрещук А. А. - Даже аттестат дает большую информацию об абитуриенте. Тест - это лишь иллюзия возможности учиться в вузе". Однако вопреки этому мнению в большинство университетов страны прием по результатам тестов только увеличивается. Единственное радует – поступить случайно возможно, а вот учиться в лучшем вузе по бизнес-образованию – Академии внешней торговли – НЕТ!

Сейчас много говорится о необходимости освоения новых информационных технологий. Большинство вузов обучают студентов дистанционно. Складывается такое впечатление, что высшие учебные заведения выполняют единственную задачу - подготовку специалиста. Последние годы так оно и было: на вопросы воспитания студентов не обращалось должного внимания. Что стало проблемой, если вы действительно присмотритесь к сегодняшним студентам.

Осваивать и использовать новые информационные технологии необходимо. Дистанционное обучение также следует развивать. Но ни первое, ни второе нельзя абсолютизировать, тем более настаивать на том, что компьютер и интернет могут заменить педагога и процесс его живого общения с обучаемым. Чувство меры - дар богов. К сожалению, очень многих боги не наделили этим даром.

Вуз – профессиональное учебное заведение. Можно думать, будто подготовка профессионала-специалиста и есть его единственная задача. Тогда понятие образование сводится к понятию обучение. Но это грубая ошибка, считает ректор Академии внешней торговли. Образование (а вуз - заведение образовательное) в качестве необходимой компоненты предполагает воспитание. Все это - аксиомы. Однако в руководстве системой украинского образования на ранних стадиях независимости и реформ было довольно много фигур, которые пренебрегли этими аксиомами. В итоге школы и вузы в течение почти десяти лет были (а часть и поныне остаются) не образовательными, а учебными заведениями, где культура студента стоит на низшей ступени. Чего категорически нет в нашем учебном заведении. Да и Европа диктует другие правила, а наши специалисты должны достойно представлять Украину на международной арене.

 – Александр Алексеевич, как молодежный журнал нас интересует и молодежная политика в сфере образования, о которой в настоящее время не упоминается ни в СМИ, ни среди вузовской общественности. Однако принята Программа патриотического воспитания молодежи. Это то, с чем современные воспитатели могут работать. Достаточно ли, на Ваш взгляд, этот документ отражает задачи воспитания молодежи?

 – Отправным пунктом рассуждений на эту тему является утверждение Конституции Украины, что Украина - социальное государство. Именно так происходит в других странах (Япония, Германия, Франция, Швеция и т. д.), которые провозгласили себя социальным государством, и где есть сильная социальная политика, включающая и государственную молодежную. Тоже самое должно происходить и в Украине. Увы: на деле мы наблюдаем хаотичные, эклектичные меры, которые имитируют нечто, что должно свидетельствовать о якобы существующей заботе государства о молодежи: создаются какие-то непонятные молодежные организации со странными названиями, типа «Наши», разрабатываются программы, вроде «Программы патриотического воспитания». Слов нет: патриотическое воспитание необходимо. Но, взятая вне системы воспитания, эта программа обречена на неудачу.

Каждый человек на земле живет для того, чтобы исполнить собственную социальную миссию: облагородить свою жизнь, как можно дольше прожить, родить и воспитать детей. В конце концов, кто-то может не любить свою Родину, не ставить цели творить добро, служить своему народу, помогать другим, защищать свободу и демократию и т. п. Но представим, что так думают и ведут себя абсолютно все: каждый - сам по себе, только для себя и только за себя, а в итоге - против всех. Возможна ли в таком случае жизнь вообще? Возможно ли личное благополучие там, где никто не думает о земле, на которой живет, о производстве, торговле и т. д.? Ясно, что нет. Люди вынуждены общаться, вступать в определенные производственные и культурные отношения. Так возникает общество, которое создает государство, у которого есть название. Наше государство называется Украина. И тут становится ясно, что каждый может жить лучше, если лучше живут государство, общество. А оно живет лучше, если ты относишься лучше к труду, его культуре, если ты участвуешь в общественной жизни.

Концепция единой нации невозможна без общего позитивного отношения к духовным и нравственным ценностям. Особенно в высшей школе. Нормально, если люди стремятся создать позитивный образ своего государства, своей страны. Это объединяет, сплачивает, рождает чувство принадлежности к народу, государству, обществу - к своей Родине, основанное на уважении и любви к ней. Это и есть патриотизм. Который особенно необходим для специалистов международников.

 – Второй век продолжается технократическая революция, вначале - техническая, сейчас - информационная. Говорят, что сегодня рынок перенасыщен юристами-экономистами. Специалистов технических специальностей категорически не хватает. Что это - кризис технического жанра? Или предрекаемая гуманистическая революция?

 – По своему первому образованию я юрист: закончил Харьковский юридический институт. Жил в эпоху, когда поэт сетовал: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне». Да, образование было слишком идеологизировано. Но уже тогда чувствовалась нехватка гуманитарных знаний, которые образуют человека, а не только специалиста, функционера. Человек реализует себя как специалист в течение восьми часов в сутки. А чем и как жить остальное, свободное время? Не только школа, техникум (колледж, лицей), но и вуз должны готовить молодого человека к жизни, в которой он должен знать и - главное! - понимать неимоверно больше, чем то, что дают ему специальные дисциплины. Чувства добра, патриотизма, гражданственности, социальной солидарности, справедливости, гуманизма и другие даются человеку не от рождения, не по законам генетики, а, прежде всего, по законам воспитания и (отчасти) обучения.

Я не склонен говорить о кризисе технического жанра. Специалисты во всех областях, технари в частности, совершенно необходимы. Однако надо заботиться о том, как одушевить, облагородить, очеловечить их.

Один из древнегреческих философов говорил, что земной человек - это слабая душа, обремененная трупом. Известно произведение с названием «Живой труп». Так вот, специалист в его законченном совершенстве - это, нечто похожее на живой труп, на живой механизм. В образование необходимо существенно добавить гуманитарного, человекообразующего знания.

 – Современная Украина вот уже второе десятилетие не в состоянии выработать национальную идею, необходимую не только взрослым гражданам, но и подрастающему поколению. А что, на Ваш взгляд, может стать национальной идеей? На какой идейной основе возможно строить воспитание молодежи?

 – Это очень странная идея - выработка национальной идеи. Все главные идеи по поводу нашей жизни собраны в Конституции Украины. Там есть все, чем богат мир: идея демократического правового государства; идея о том, что высшей ценностью являются права и свободы человека; что носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является ее многонациональный народ; что Украина - социальное государство, и так далее. Давайте претворять в жизнь Конституцию - основной закон. Наивно полагать, что кто-то где-то может найти или изобрести нечто, доселе неизвестное, что потрясет сознание общества, и оно начнет с восторгом осуществлять эту идею, забыв обо всех законах. Национальной идеей любой нации является жизнь и благо ее страны и каждого отдельно взятого нормального ее гражданина, а не политиков, которые призывают народ искать нацидею, дабы отвлечь его внимание от проблем и противоречий происходящего. Пока народ ищет нацидею, его отдельные представители разворовывают то, что ему принадлежит.

Воспитание - процесс целенаправленный, обращенный к высшим ценностям и добродетелям. Воспитывать - значит в том числе показывать образцы поведения.

 – Генри Форд сказал: «Люди чаще капитулируют, чем терпят бедствие». Может быть, и наша страна сама с радостью капитулировала перед западными ценностями? Считаете ли Вы, что воспитание в духе патриотизма нуждается в каких-то ограничениях проникновения западной идеологии или нужно самим быть активнее? Если Украина должным образом не уделяла внимание вопросам воспитания, за нее это сделали другие. Чтобы не допускать пустоты в вопросах воспитания, что нужно предпринять в первую очередь?

 – Не думаю, что Украина капитулировала перед западными ценностями. Я, например, не капитулировал. И таких очень много, в том числе молодых людей. Беда нашей страны в том, что в начале реформ наверху, у власти оказались оголтелые западники, ультралибералы. Хотя в истинном либерализме, в западных ценностях есть немало такого, что нам следует освоить.

Надо понимать, что США как главный глобализатор ведут новую империалистическую войну по установлению нового мирового порядка, в которой, как всегда, главной целью являются географические пространства и сырьевые богатства мира, но сегодня это делается не так прямо и грубо, как прежде. Согласно новой концепции войны ее непосредственной целью является население, человек, точнее - его сознание. И, прежде всего, сознание молодых поколений стран мира, в том числе Украины. Там, где говорят по-английски, где думают на английском, по-американски, где любят все американское, начиная с Макдоналдса, кинофильмов и песен, там все в конце концов сложится в пользу американских интересов. Что делать?.. Необходима грамотная молодежная политика, в которой ведущую роль ныне должно играть не государство, а общество и образование. Это - вопрос национальной безопасности.

 – Расскажите о воспитательной работе Вашего вуза, о принципах педагогики понимания. Находят ли эти подходы отклик в сердцах студентов?

 – В университете есть Концепция воспитательной работы, которая корректируется. Мы стремимся взять максимум возможного для воспитания из учебного процесса и уделяем большое внимание внеучебной сфере.

 

ИЗ ДОСЬЕ ЖУРНАЛА «СТЕНА»

Украинская академия внешней торговли была награждена почетным дипломом от журнала «СТЕНА» в рамках выставки «Образование и карьера. День студента» 18 ноября 2006 года за подготовку студентов и участие в культурной жизни страны.

 

Проводятся различные массовые мероприятия на факультетах и на общеакадемическом уровне. В центре внимания гражданское, патриотическое, культурное, эстетическое, физическое воспитание. Уже на стадии поступления в вуз мы выявляем всех наиболее одаренных, проявивших свои способности молодых людей и создаем условия для дальнейшего развития их дарований. В Академии работают научные и спортивные секции. Мы устраиваем встречи наших студентов с известными политиками, экономистами, юристами, культурными деятелями и спортсменами. Таким образом, создается культурная среда, духовная атмосфера, в которой живут все студенты.

Нравится ли это студентам? Очень…

 

P.S.

За окном сумеречно: в ноябре в Киеве рано темнеет. В ярко освещенных окнах виднеются фигуры студентов за партами. На полтора часа умолкли мелодичные академические звонки – в Академии внешней торговли, идут занятия…

Я иду по пустынным коридорам Академии и представляю, как через несколько минут все здесь оживет, мир наполнится звуками и красками – замелькает пестрый калейдоскоп удивительных открытий, путешествий и приключений. Это время, когда в Академии правит Наука.

Вспоминаю разговор с ректором, встречи со студентами и просто чувствую ауру чистоты и покоя. Растет уверенность в том, что пока есть такие вузы как УАВТ, золото для «кристаллизации» всегда будет…

 

 

Костылева Наталья

Категория: навчальні заклади | Добавил: ukrosvita (25.03.2009)
Просмотров: 2571 | Рейтинг: 2.8/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляється системою uCoz